Типы и заданий и порядок их выполнения
Задания на выбор
Эти задания предполагают выбор по предложенному критерию из 6 (задание на 1 балл), или 8 элементов, которыми могут быть термины, названия, изображения и т.п.
Выбор осуществляется путем закрепления галочки в кружке слева от позиции.
Правильный ответ может включать от 1 до 5 позиций (в случае задания на 6 элементов) и от 1 до 7 позиций (в случае задания на 8 элементов).
В заданиях на 6 элементов принимается только полностью верный ответ. Ошибками считается как выделение лишней позиции, так и не выделение правильной.
При задании на 8 элементов участник может получить 1 балл из 2 при частично правильном ответе. Частично правильным ответом является ответ, в котором допущена одна ошибка (указана лишняя позиция или не указана одна из правильных). Например, при правильном ответе 134 дан ответ 13 или 1345. Но если ответ будет 124, то за такой ответ 1 балл не будет поставлен, так как в данном случае сделано две ошибки – не указана правильная позиция 3 и дана неправильная позиция 2.
Задания на выбор лишнего элемента
Как и в случае задания на выбор здесь выбор осуществляется путем закрепления галочки в кружке слева от позиции. Но в данном задании только один правильный ответ из 4 или 5 предложенных элементов.
Необходимо выделить элемент, который является лишним в предложенном ряду. Сложность выполнения задания заключается в том, чтобы понять критерий определения лишнего. Это достигается путем определения того критерия, который объединяет большинство остальных элементов. Например, перечислены фамилии государственных деятелей России. Все они, за исключением одного, в разные периоды занимали пост министра внутренних дел. Соответственно, тот, кто этот пост не занимал и есть «лишний элемент». Задание может быть представлено в более сложной форме – даются портреты, поэтому сначала их надо идентифицировать, а потом уже искать среди них «лишний элемент».
Лишний элемент может относится к другой эпохе, чем остальные; может быть лишен какого-то иного качества, которым наделены остальные, не быть причастным к какому-либо событию, которое объединяет остальных.
Следует подчеркнуть, что нужно не искать – чем один элемент отличается от всех других, а чем все элементы отличаются от одного. Например, один из элементов – это писатель XX века. Этим он отличается от других – писателей XVIII и XIX вв. Но это значит, что по хронологическому признаку остальные элементы также не объединены (одни относятся к XVIII, другие к XIX в.). Следовательно предложенный критерий (хронологический) не подходит, надо найти то, что объединяет всех остальных, за исключением «лишнего элемента».
Так как логика выделения «лишнего элемента» может оставаться не понятой даже при знании правильного ответа, при ознакомлении с результатами участник Олимпиады сможет увидеть у соответствующего задания объяснение критерия выделения.
Так как задание на выбор лишнего элемента является довольно сложным для выполнения, то за правильное решение дается 2 балла (частично правильный ответ не предусмотрен).
Задания на соотнесение
В данных заданиях надо соотнести два ряда информации. Первый ряд соотносится со вторым, представленном в виде списка, находящегося напротив каждой позиции первого ряда. Надо найти правильное соотношение для всех позиций первого ряда, в котором их может быть 6 (задание на 1 максимальный балл) или 8 (задание на 2 максимальных балла). В первом случае в списке будет 7 элементов, во втором – 9. Таким образом, один из элементов списка справа – лишний. Кроме того, список содержит позицию «Нет ответа», для того чтобы участник помнил о том, что не дал весь необходимый ответ (не подобрал к одной из позиций соответствующий элемент из списка).
В задании на 8 позиций возможно получение балла за частично верный ответ.
Задание на соотнесение изображений
В заданиях этого типа дается ряд изображений, к которым нужно подобрать изображения, расположенные внизу. Для этого одно из изображений, расположенных внизу, нужно, нажав на него правой кнопкой мыши или тачпада, перетащить в соответствующую ячейку напротив того изображения, которому перетаскиваемое соответствует, и отпустить. Так надо заполнить все ячейки.
В некоторых заданиях одно из изображений внизу является лишним, о чем есть предупреждение в формулировке задания.
Задания на хронологическую последовательность
В задании представлены пять позиций, которые нужно расположить в последовательности от самого раннего к самому позднему. Это может быть:
- список исторических событий;
- имен исторических деятелей (в этом случае устанавливается последовательность времени их жизни, активной деятельности или занятия какого-либо поста);
- список понятий и терминов (устанавливается порядок их появления, если особо оговаривается в формулировке задания – времени появления термина или соответствующего явления в отечественной истории – например, явление «мануфактура» появилось в Европе на три века раньше, чем в России, поэтому при соотнесении с термином «приказы» при задании на отечественную историю термин «мануфактуры» считается появившимся позднее, хотя при появлении первых приказов в России мануфактуры в Европе уже давно существовали);
- сюжетных иллюстраций, юбилейных марок, монет или медалей (располагаемые при ответе не в порядке времени их создания, а в хронологическом порядке изображаемых на них событий);
- изображений или названий памятников культуры (в этом случае устанавливается последовательность времени их создания);
- изображений артефактов – каких-то вещественных свидетельств эпохи (в этом случае устанавливается последовательность времени их создания, явлений, с которыми связаны данные артефакты).
Хронологическая последовательность устанавливается через выбор напротив каждой из позиций в списке номера этой позиции в последовательности. То есть, напротив самого раннего элемента путем выбора из списка справа устанавливается цифра «1», следующего по времени – цифра «2» и так далее.
За полностью правильный ответ выставляется от 1 до 2 баллов, в зависимости от задания, но частично правильный ответ не предусмотрен.
Будьте внимательны – избегайте проставления в задании двух одинаковых вариантов ответа (например, если напротив двух позиций окажется цифра «2», то ответ будет признан неправильным, даже если все остальные позиции получили правильные варианты ответа (например, правильный ответ – 42315, закрепленный ответ 42325 будет признан полностью неверным).
Задания на открытый ответ
Задание предполагает ответ на поставленный вопрос в форме набираемого на клавиатуре слова или словосочетания.
В каждом задании дается следующая инструкция: «Ответ запишите без знаков препинания, без цифр (цифры пишем словом – Третий, Вторая), - например, ТутмосТретий. Регистр букв не имеет значения».
При ответе необходимо соблюдать орфографию. При ошибках в написании терминов или фамилий ответ может быть не засчитан, если эти ошибки не являются очевидными опечатками.
Данные задания проходят после окончания онлайн-Олимпиады верификацию организаторами, которые решают вопрос о допустимости или недопустимости зачета ответов с орфографическими ошибками и опечатками. Эти решения не могут служить предметом для апелляций. Исключение – вариативность написания термина, названия или имени (допустим названия местности – например, УстьЮг и Устюг.
Но так как наша Олимпиада проводится в России, то при написании фамилий, названий и т.п. из всемирной истории засчитываются только варианты, принятые в российской лексике, принятые в российской традиции, в российской исторической литературе (Гибралтар, а не Джебельтар). Впрочем при наличии нескольких допустимых в разных традициях вариантов названий и фамилий этот вопрос может быть предметом апелляции
Если вопрос касается географического пункта, то будьте внимательны – может спрашиваться его название историческое, соответствующее какому-либо историческому периоду. Поэтому если спрашивалось название Сталинграда во время ВОВ, то ответ Волгоград не будет засчитан.
При ответе не надо писать слова, уже упомянутые в формулировке вопроса. Например, спрашивается название монастыря, достаточно написать «Воскресенский», а не «Воскресенскиймонастырь».
При написании словосочетания пробелы не ставить! Дефисы не ставить (не «ленд-лиз», а «лендлиз»). Технические ошибки подобного плана (проставление дефисов и пробелов) при верификации будут исправлены и ответ будет зачтен, но не всегда это гарантировано.
За правильный ответ выставляется 1 балл, частично правильный ответ не предусмотрен.
Задания на пропущенные элементы
Эти задания связаны с анализом текста, в котором пропущены несколько слов (словосочетаний), обычно 3-4. На месте пропусков установлен список элементов, из которых надо выбрать верный.
Задания к карте
Речь идет о комплекте заданий к одной карте.
Могут быть использованы сочетания разных типов заданий – на хронологию, открытый ответ, соотнесение, пропущенные элементы, выбор.
Общий «вес» комплекта – 4 балла. Результат выполнения комплекта складывается из результатов выполнения составляющих его заданий.
Задания комплекта даются на общей для них странице, в отличие от других заданий, каждое из которых имеет «свою» отдельную страницу.
Мини-эссе
Задание для 9-11 классов.
Этот тип задания посвящен историческим и культурным памятникам Европейской части России.
В нем дается свободный ответ, проверяемый не программой, а человеком – представителем организаторов Олимпиады.
Ответ дается через набор текста в самом поле ответа на странице Олимпиады. Вставить сюда скопированный текст не получится.
Задание носит альтернативный характер. Вам будет предложено три изображения памятников из разных регионов России. Вы выбираете один, по которому пишите эссе. Внимание! Засчитывается ответ только по одному из памятников, если Вы в эссе напишите о двух или всех трех, ответ будет проверяться только по первому памятнику, который Вы упомяните в тексте. Изображения памятников пронумерованы и в начале эссе Вы должны указать цифру выбранного Вами памятника для эссе. Если Вы забудете указать цифру, но правильно назовете памятник, ответ будет засчитан.
Ваше мини-эссе должно соответствовать следующим ключевым требованиям:
- текст должен быть посвящен памятнику культуры и истории, представленному на иллюстрации;
- Вы должны в начале текста указать название памятника культуры и истории (одно из названий, под которым он известен), при отсутствии этого обязательного элемента или при неправильном указании памятника задание целиком признается невыполненным;
- в тексте нужно отобразить время создания памятника – с максимальной детализацией (век, часть века, десятилетие, правление или период руководства). Помните, что эксперт может не засчитывать формально верный, но слишком широкий ответ на этот вопрос. Если речь идет, например о ДК им. Русакова, то положение, что здание было построено в XX веке, будет признано недостаточно конкретным – хотя бы требуется указание части века, десятилетий;
- эссе должно содержать несколько исторических фактов, связанных с историей данного памятника;
- эссе должно быть представлено в виде сочинения, а не отдельных тезисов;
- при этом текст не должен превышать 300 слов (это приблизительно страница А4 шрифтом 14 Times New Roman при одинарном интервале), минимальный объем не установлен.
Приветствуется приведение собственной оценки исторического и культурного значения памятника, эстетического впечатления от данного памятника, при наличии – описание личного опыта посещения, непосредственного знакомства.
Максимальный балл за выполнение данного задания – 6 баллов.
С критериями оценки задания вы можете ознакомиться на странице примера задания.
Перейти к пробному тестированию